Недаром разведку

Отважно ведем,

Противника метко

Мы первыми бьем.

А в этом, мы знаем,

Достоинство есть:

Разведчика званье —

Высокая честь!

Песня разведчиков

Уже и не припомнишь, сколько раз нам пришлось возвращаться на поля Второй мировой войны. И в самолетах мы летали, и первыми на пушки бросались, и на Курской дуге в танках горели... Но что-то явно забыли. Ах, да! Мы до сих пор не были разведчиками. Ну что же, пора исправлять эту ошибку. Высаживаемся в тыл к немцам!
И снова вечный бой

Сюжет... думаю, все мы уже привыкли, что сюжет игр по Второй мировой преподается на уроках истории. Ожидать чего-то необычного или глубокого уже не приходится. Есть фашисты — они негодяи, и их надо убить.

Вот и разработчики игры «Смерть шпионам» не особо думали над сюжетом. Привели в НКВД, значит, советского разведчика на допрос. Контрой его считают. Вот и давай допрашивать. Должен же он, гад, расколоться, где Родину продал! А он и рассказывает: что, где и как.

Всего у нашего героя 10 воспоминаний, каждое из них — отдельная миссия. Помните «Мафию»? Вот то же самое. Периодически возвращаемся в прошлое и проживаем его заново. Миссии, к слову, достаточно интересные, а главное, разнообразные. Есть и уже приевшиеся задачи, вроде: «найти Зета, но перед этим убить двадцать Иксов и тридцать Игреков» и очень необычные. К примеру, миссия в фашистском замке или же в советской гостинице. К тому же шпионим мы не только против врагов-фашистов, но и против союзников. Несколько миссий на территории США. А это уже что-то новенькое, отрадно.
Театр одного актера
Смерть шпионам скриншот, 150KB
Фашисты вроде бы и разговаривают, но молчат...

Похоже, у нашего героя нет друзей, с которыми он бы мог легко отправиться в разведку. Поэтому всегда и везде он ходит, а чаще ползает, один. Да и помощники в таких играх зачастую лишь помеха. Ведь нам нельзя себя выдать, и приходится постоянно прятаться, переодеваться, убегать. В общем, достаточно обычный игровой процесс для всех stealth-action. С одним лишь «но». У уровней нет четкого прописанного прохождения. То есть перед нами карта и задача — все. Остальное решает игрок. Нет никаких скриптовых сцен или специальных мест, где нужно спрятаться. К примеру, нам надо попасть на второй этаж здания в центре карты. По дороге к нему бродят несколько десятков простых солдат и пара офицеров. В самом здании тоже полно народу. Как быть? Можно незаметно проскользнуть мимо солдат, затем отвлечь офицера, охраняющего дверь, забежать внутрь и опять-таки потихонечку подняться наверх, минуя патрули. Это первый вариант. А можно выследить одного из офицеров, задушить его и, переодевшись в форму, дойти до здания. Незаметно убить охрану у двери и подняться наверх — второй способ. А ведь у нас есть автомат, почему бы просто не перестрелять всех? Но все три примера — крайности. Можно, а зачастую и нужно, совмещать все способы. Тут лучше переодеться, а здесь перебить группу фашистов, ну, а дальше надо и на брюхе поползать.

Враги, правда, получились ни рыба ни мясо. Вроде и не тупы, как пробки. Но и умными назвать — язык не поворачивается. К примеру, заметив главного героя, они не поднимают тревогу, не зовут подмогу, не стреляют из автомата, они... кидают гранату. И пусть на это уходит десять секунд и мы можем убить за это время любого противника. Самое печальное в том, что уж если враг потянулся к гранате — все, миссия провалена. Взрыв услышит вся округа. И тут уже делать нечего — время умирать или перезагружаться.
Кот в мешке

Шпионских штучек у нашего героя не очень много. Все-таки перед нами Вторая мировая, но и тут есть несколько интересных экземпляров. К примеру, снайперская винтовка с глушителем или бесшумный револьвер. Оружие вообще реализовано хорошо. Стрелять, правда, не очень просто, да и умирает главный герой от нескольких пуль, но если занять грамотную позицию, к примеру, спрятаться в воронке, то можно выйти из битвы с несколькими врагами победителем. А вот ножи... ножи в игре бьют, как винтовка. Кинул врагу в ногу нож — и нет врага.

Но оружие — это стандартно, а вот техника — что-то новенькое. Мы можем залезть в грузовики, мотоциклы, автомобили. И все средства передвижения реализованы предельно хорошо. Управлять ими и сложно, и интересно. Впрочем, перед нами не гонки и не симулятор, поэтому практическая польза — главное. И она, к слову, есть. Можно ворваться на грузовике на базу к врагу, передавить всех, а оставшихся перестрелять. А можно, наоборот, украсть мотоцикл и быстро объехать блокпост. К сожалению, в боевую машину залезть нельзя. Хотя это наверно и правильно. Не слышал я что-то про шпионов, рассекающих на танках.
В траве сидит кузнечик
Смерть шпионам скриншот, 147KB
Имитация жизни. Старик рубит бревна. Пусть и бесполезно, но ведь атмосферно, черт побери!

Внешне «Смерть шпионам» крайне привлекательна. В графике, что главное, есть стиль. Все 10 миссий запоминаются внешне. Немецкий замок ли это, русская деревенька или заснеженный, разрушенный Витебск. Атмосфера создается прекрасно: деревянные домики, возле которых деревенские мужики рубят дрова, им бы еще матом ругаться... Одежда и обмундирование тоже на высоте. Пусть даже одежка статична и складочки не разгладишь даже утюгом, все равно очень хорошо. Можно легко понять, кто офицер, кто простой солдат, кто патрульный. Модели оружия не отстают — прорисованы на славу. В общем, внешне игра безукоризненна. Смотреть действительно приятно. К примеру, пятая миссия кампании скучна сама по себе, но графика оживляет ее. Ветхие бревенчатые домики, зелень кругом, колодец, стога сена — блеск...

А вот звук: звук — это совсем другое. Фашисты полные дегенераты и знают всего одну фразу на все случаи жизни. «Что это такое?» — спрашивают они меня постоянно. А между собой — гробовое молчание. Я понимаю — они люди суровые, но настолько? Даже встав друг к другу лицом, они не перемолвятся и словечком. Музыка не то чтоб хорошая, но и не плохая. Обычная не надоедающая. На четверку с минусом.

***

Перед нами неоднозначная игра. Много хороших идей, подпорченных штампами и просто недоработками. Уникальные миссии сменяются полной банальщиной. Да и сюжет — вроде бы вот он, вот... ан нет, нету сюжета. Если только где-то вдали, на заднем плане и совсем неинтересный. А красивые пейзажи сопровождаются гробовым молчанием людей и невыразительной музыкой. В общем, складывается ощущение, что разработчики выжали себя полностью и на большее их не хватило. Поэтому лишь медаль, хотя возможен был и орден.