Когда стало известно, что Ubisoft заключила с Capcom соглашение о переносе на персональные компьютеры Onimusha 3: Demon Siege, Devil May Cry 3: Dante's Awakening Special Edition и Resident Evil 4, в игроков не было предела — еще бы, ведь это шедевры Sony PlayStation 2. Когда же вышел Onimusha 3: Demon Siege, восторгу немного поубавилось. Ознакомленная с высокими разрешениями графика слегка пугалами растянутыми текстурами и недостатком полигонов в моделях. Управление не получило творческой переработки под РС и потеряло всякие признаки удобства.

Через полгода подковылял Devil May Cry 3: Dante's Awakening Special Edition. У него тоже были классические проблемы — старая графика и неудобное управление. Но игроки, мудро запасшиеся джойстиками, смогли оценить игру по достоинству, благо безупречная боевая система и безумные ролики остались на месте.

Последней к финишу подошла «Обитель зла». Эту игру ждали, пожалуй, больше всего. И, право, на то были причины. Resident Evil 4 — редкая по красоте и таланту игра, и ее значение в жанре боевиков сопоставимо с Half-Life 2. Думаете, разработчики осознали это, проанализировали ошибки и вложили в адаптацию все силы? Как бы не так! Все гораздо хуже, чем мы могли представить!
Обитель пустоты

В прошлом номере мы подробно говорили об игре, разложив по полочкам особенности, расписали достоинства и недостатки. Поэтому в рецензии сосредоточимся на качестве PC-версии, лишь кратко рассказав о главном, чтобы уважаемый читатель не гадал, в чем вообще дело.
Resident Evil 4 скриншот, 142KB
На колени, проклятый упырь, час последний пришел!

Леон Кеннеди, главный герой второй части игры, выживший в заполненном зомби Ракун-Сити и успевший сбежать до атомного взрыва, устраивается на работу в секретную службу президента США. Сделать карьерный скачок от обычного полицейского до тайного агента — это, знаете ли, неплохо. Но не успел Леон налюбоваться на новое удостоверение и красивый жетон, как ему поручили первое задание: поиски пропавшей президентской дочери.

След приводит в богом забытую испанскую деревню. Дальше история лихо закручивается. Странные и агрессивные жители, которые выдерживают заряд из дробовика, внезапная находка дочери президента, яркие персонажи и встречи со старыми знакомыми. В общем, идеальный для боевика сюжет. Желательно также понимать, о чем идет речь.

К слову — в игре нет зомби. Вообще!

Как играть в Resident Evil 4? Очень просто: вы ходите и отстреливаете врагов, собираете патроны и деньги. Покупаете новое оружие и улучшаете старое, ищете тайники и сокровища. Разгадываете примитивные загадки, сделанные в стиле «поверните прожекторы, чтобы изображение в центре совпало с символом культа».

Однако назвать игру простым боевиком не поворачивается язык. Над Resident Evil 4 работала команда высококлассных специалистов при поддержке многомиллионного бюджета. Видно, что в проект вложено много сил. Высокая интерактивность, разнообразный зверинец, запоминающиеся уровни, постоянная смена обстановки и игрового процесса. Это был настоящий прорыв.
Месть из Японии

Вопрос: «Откуда будут переносить —
Resident Evil 4 скриншот, 147KB
Традиции самураев — живее живых. Поклонимся перед боем.
с GameCube или PlayStation 2?» — как мы и предполагали, решился в пользу приставки от Sony. «Конечно, графика стала чуть хуже, зато мы получили расширенный арсенал, затейливые битвы на выживание и дополнительные главы за Аду Вонг, а это практически шесть дополнительных часов игры», — радовался я, устанавливая игру. Как оказалось — зря.

Сначала выяснилось, что практически полностью убита атмосфера. Пускай Resident Evil 4 и не чистокровный horror, но в некоторые моменты игра умело давила на нервы. На GameCube-версии, спускаясь вечером в лабиринт, где стелился предательский туман, я с напряжением вслушивался в пустоту, ожидая, что в любой момент из-за угла выпрыгнет свирепый монстр.
Resident Evil 4 скриншот, 149KB
В серой каше с трудом различимы противники.

В PC-версии вместо темноты — выкрученная на максимум яркость, вместо тумана — серая мешанина текстур. После этого тревожная музыка вызывает лишь кривую усмешку. Чего бояться, если поход в лабиринт напоминает дневную прогулку по летнему саду? Да уж, нужно отменно постараться, чтобы перенести игру так, что графика уступает даже PlayStation 2...

И дело тут не только в высоких разрешениях на персональном компьютере. Под нож отправились продуманное освещение, большая часть спецэффектов и даже тени. Также чем-то не угодила цветовая гамма, создававшая львиную долю атмосферы. Вместо впечатляющей картинки мы имеем серую кашу из облезлых моделей и мутных текстур.

Та же беда коснулась и видеороликов. Их зачем-то бесстыже пережали, и теперь во время просмотра сценок на экранах красуются сильные искажения и артефакты.

Зато управление с клавиатуры почти удобное. Наконец-то можно играть, не задаваясь вопросом: «Почему «действие» назначено на клавишу Esc?» Но нужно, однако, привыкнуть к кнопкам, которые требуется нажимать во время интерактивных роликов. Не можете прожить без «грызуна»? Тогда отправляйтесь на наш компакт-диск, где вы найдете программу, заставляющую Resident Evil 4 подружиться с мышкой. Энтузиасты за неделю сделали то, что разработчики не смогли сотворить за целый год.
Прощай, Леон

Не поймите меня неправильно,

Ролики сделаны на движке игры, однако по-прежнему на высоте.
я по-настоящему люблю Resident Evil 4. Версии для GameCube и Sony PlayStation 2 достойны высших оценок. Но когда PC-версия игры выглядит хуже, нежели PS2-версия, запущенная на эмуляторе...

И дело не в качестве текстур. Основной недостаток, из-за которого и была снижена оценка, — полностью убитая атмосфера. Она испарилась, не оставив и следа. Нет легкого налета таинственности и мистики, а без них Resident Evil 4 теряет львиную долю увлекательности.

Изначально игру анонсировали в феврале 2006 года, но по непонятным причинам выход перенесли на февраль 2007 года. Чем почти год занимались разработчики из Sourcenext (а именно они отвечали за адаптацию игры), лично мне непонятно. За такой срок иные поклонники умудряются полностью переделать игру, перерисовав текстуры и модели. Вспомните хотя бы Deus Ex или Half-Life, которые заиграли новыми красками. В нашем же случае европейского издателя Ubisoft и японскую компанию Capcom, похоже, вообще не волновало, что образуется на выходе.

В итоге мы имеем то, что имеем: отличный боевик с интересной историей, средним управлением и отвратительной графикой, которая убивает мистическую атмосферу. Именно поэтому рейтинг 75% и награда «Медаль». Игра, конечно, подпорчена, но все-таки не безнадежно.