Гильдию нельзя отнести к какому то определённому жанру - это тебе и экономическая стратегия, и РПГ, и симулятор жизни...

Ровно четыре года назад, ровно в этом самом журнале автор ровно этих строк написал рецензию на игру Europa 1400: The Guild. В той рецензии были фразы вроде «масштабность, с которой по силам тягаться только самым продвинутым RPG» или даже еще круче: «настоящий конструктор собственной параллельной жизни». В итоге игра получала рейтинг в аж девять баллов с комментарием, что «чуть ли не шедевр»...
Чуть ли

«Шедевр», впрочем, сегодня более-менее хорошо известен только на своей исторической родине — в Германии. Ни крайне интересная экономическая модель геймплея, ни весьма приличная графика не сделали из The Guild хита.

Что, впрочем, очень зря. Ведь это была не просто игра, а настоящий «симулятор жизни» гражданина средневековой Европы, со всей ее грязью, мраком и дикостями. Вы начинали свою жизнь полунищим владельцем загибающейся кузницы, а заканчивали в баронском звании и с двенадцатью загородными резиденциями. В промежутке между этими состояниями вы спекулировали на рыночной монополии, устраивали диверсии на чужих предприятиях, вступали в брак по расчету, шантажировали конкурентов по бизнесу, упражнялись в риторике, а также вели дневник тонких политических интриг и картотеку «нужных для карьеры» любовных связей.

Europa 1400 была настолько необычной, глубокой, умной и всесторонне прекрасной игрой, что большинство представителей прессы, а вместе с ними и стандартная аудитория средне-хардкорных игроков ее попросту «не поняли».

Надежда на восстановление справедливости появилась только когда из JooWooD пришел первый пресс-релиз относительно сиквела — The Guild 2. Для второй попытки обещалось наконец-то снабдить разработчиков деньгами, насадить в игру всяких актуальных The Sims-элементов и прикрутить под все это дело некий очень красивый движок. Короче — сделать хорошо и дорого.
Евросоюз

Все свежие новости жители средневековья узнавали на рынках. Главное событие последнего дня — повозка с лошадью застряла в колодце.

На первый взгляд — все вроде так и получилось. Красивое меню а-ля Age of Empires 3, общая картинка, в которой каждый пиксель припудрен светящимся «блуром», живое струнное барокко из колонок... А ведь тут еще и беспрецедентный уровень масштабирования, как в Black & White, и генерящиеся на лету «кат-сцены» на движке, и красивейшие погодные эффекты...

Проблемы начинаются уже после десяти минут ворочанья мышкой. The Guild 2 страдает той же болезнью, от которой в свое время скончалась небезызвестная Republic: The Revolution. То есть все эти «блуры» и «беспрецедентные уровни масштабирования» не нужны в игре ни разу, а 90% всего времени игрок проводит не среди красивых пейзажей, а пялясь на плоские двухцветные таблицы и линейные графики. Как и в «Республике», нас постоянно пытаются вернуть в 3D всякими «случайными событиями» и скриптами, но всех, кто пришел сюда за экономической стратегией, это, скажем так, немного раздражает.

Как уже говорилось, The Guild 2 — это симулятор жизни частного средневекового предпринимателя, которая отличается от жизни частного предпринимателя дня сегодняшнего лишь деталями. То есть платить нужно не НДС, а «церковную подать», а взятки давать не милиционеру, а «старшему дозорному», ну и так далее. За пятьсот лет до Маркса люди уже знали, каким образом наживается капитал, и главный упор в The Guild 2 сделан на микроменеджменте производства. Товары на предприятиях производятся из двух-трех ресурсов, ресурсы добываются или покупаются, цены на местном рынке меняются согласно текущему уровню спроса/предложения. Плюс сюда — мотивация персонала, плюс — налоги, плюс — конкурентная борьба, плюс — постоянные траты на апгрейд и ремонт бизнеса. В общем — ух!

За последние шестьсот лет в политике мало что изменилось. Все крупные дебаты обычно заканчиваются мелким мордобоем.

Звучит все, конечно, ужасно увлекательно, но даже по сравнению с первой частью экономика в The Guild 2 оставляет желать много лучшего. Многие схемы изготовления товаров банально не продуманы, логистика организована из рук вон плохо, работа с персоналом — так вообще сплошное издевательство... Когда же дело доходит до силовых методов решения проблем (бойцы из конкурирующей гильдии «забили стрелку» в полночь у ратуши), то игра и вовсе пытается прикинуться какой-то страшной одноклеточной RTS. Да-да, RTS — со всеми этими резиновыми рамками, юнитами, стратегиями «стенка на стенку» и прочим богомерзием, которое экономическим стратегиям идет примерно так же, как корове седло.

А вот зато что действительно интересно, так это то, что параллельно всей этой экономике на заднем фоне вовсю кипит наша другая — общественная жизнь. Формально всем бизнесом управляет не некое эфемерное божество по имени Игрок, а самый что ни на есть конкретный игровой персонаж — один из лидеров нашей династии. Чтобы хоть как-то успешно существовать, вы должны найти ему жену (для начала можно попробовать кого-нибудь и из низших сословий), которая, в свою очередь, просто обязана нарожать наследников. Нет наследников — нет игры. Время в The Guild 2 течет достаточно быстро, и за один час здесь легко пробегает двадцать лет. И за этот период вам уже нужно определиться с прямым приемником, на всякий случай оплатить его образование и уже начинать прикидывать для него какой-нибудь удачный союз.

«Охмурение девы» абсолютно бестолковый, но, увы, необходимый этап для продолжения рода (и, соответственно, игры).

Вся «социальная» часть сделана под явным влиянием The Sims. Большой средневековый город заселен уникальными персонажами — даже у базарного носильщика здесь есть свое собственное имя и таблица характеристик. Эти самые персонажи взаимодействуют друг с другом посредством простых иконок-действий, как-то: «поговорить», «очаровать», «угрожать» и т.п. Примитивно, но работает.

Стержневым моментом нашей социальной жизни станет политическая карьера. Решив занять какой-нибудь государственный пост (помимо неплохой зарплаты, можно заодно подзаработать взятками), будьте готовы с головой уйти в интриги. Служебные романы, подкупы, шантаж, слежка, анонимные письма, ребята с дубинами в подворотне — к вашим услугам буквально весь ассортимент успешного политика...

Только даже гипотетическая возможность когда-нибудь стать совереном всей провинции отчего-то совсем не радует. Большинство RPG-элементов, связанных с персонажами, сделаны настолько криво, а местами, простите, убого, что встают дыбом волосы.

Кроме того — у The Guild 2, наверное, самый неудобный за всю историю экономических стратегий интерфейс. Любое, даже самое простое действие вроде продажи на базаре вязанки дров будет вызывать долгие мучения. Что же касается системы автоматизации производства и системы горячих клавиш (которые нельзя переназначить), то их, похоже, придумывал один и тот же человек — непонятно, то ли, мазохист, то ли диверсант.
Уже даже не смешно

По какой-то недоброй традиции последнего времени The Guild 2 появилась в официальной продаже в практически неиграбельном виде. У одной половины купивших игру сразу после релиза уровни загружались по десять-пятнадцать минут, у другой — все намертво повисло в самых неожиданных местах. И, конечно же, поголовно у всех The Guild 2 дико тормозила (даже на топовых системах).

На момент сдачи этого номера в печать для английской версии игры не существует ни одного официального патча. Но сетевые умельцы, как обычно, уже написали хитрую инструкцию, при помощи которой можно частично поставить немецкий патч на английскую версию (чтобы это сделать, нам пришлось несколько раз переписывать параметры системных файлов игры и редактировать реестр Windows). От фатальных вылетов и смертельного падения FPS эти пляски с бубном вроде спасают, но несильно.

Что же касается официальной русской версии, то, по нашей информации, она уже будет включать все вышедшие к тому времени патчи.
* * *

И все же. Авторов The Guild 2, этих веселых и улыбчивых немцев из 4 HEAD, которые еще два месяца назад перемигивались с нами в бизнес-центре GC’2006, нужно, конечно же, высечь. На фоне общей гениальной концепции все глупые и нелепые недоработки разработчиков по геймплею и интерфейсу (на убийственные «тормоза» уже ладно, можно закрыть глаза) смотрятся как форменное издевательство. Бюргеры, конечно, уже рвут волосы на всевозможных местах и в течение двух месяцев обещают исправить все патчами (которые в том числе кардинально переделают весь экономический баланс)... Но первое впечатление — уже испорчено.

А если объективно — то попытка №2 по созданию «симулятора средневековой жизни» засчитывается как «в целом успешная». Главное — не поймите нас неправильно. The Guild 2 — самый прямой наследник Europa 1400, которая, если помните, «чуть ли не шедевр». Несмотря на все, это действительно очень хорошая игра, в которую очень хочется но, к сожалению, совершенно невозможно играть.