Разработчики спортивных симуляторов всегда были в трудном положении. Не каждый день обыватель получает возможность взять в руки штурвал истребителя или потренироваться в стрельбе из снайперской винтовки, но с баскетболом таких проблем не возникает. Мяч куда приятнее на ощупь, чем клавиатура, а солнце ярче монитора... У спортивных симуляторов нет будущего? Как бы не так!
Баскетбол — не просто беготня с мячом, это — шоу, цирковое представление, драматический театр и интрига одновременно. NBA Live 2005 — не просто слежка за оранжевым шаром, а вовлеченность в процесс и иллюзия присутствия.
Такой эффект обеспечивают детали: графика, невероятно правдоподобная динамика игроков, великолепный комментарий, многочисленные повторы. Десяток клавиш позволяет демонстрировать чудеса акробатики, вызывающие у гимнастов острое чувство неполноценности. Зрители, как и в большинстве аналогичных игр, не блистают разнообразием лиц, манер и смыслов жизни, зато игра получилась не слишком требовательной к системным ресурсам.
Не обошлось без недостатков: дух приставок без устали витает над NBA Live 2005. Интерфейс иногда шокирует владельца персонального компьютера своей нефункциональностью. Программисты явно вошли в долю с разработчиками игровых устройств, так что без геймпада часть очарования теряется. Впрочем, привыкнуть к клавиатурному управлению удается достаточно быстро.
Как водится, очередной раз исправлены ошибки и недоработки прошлогодней версии, графика приподнята на новый уровень (временами просто поражающий воображение), добавлено несколько новых режимов. Когда через месяцы симфоний на клавишах обычная игра все-таки надоедает, удивленному почитателю баскетбола открываются новые режимы, наконец-то «вылизанные» до приятного состояния.
Такая долгоиграбельность обеспечивется многослойностью «баскетбольного пирога». За именем NBA Live 2005 скрываются симуляторы сразу трех разных жанров: баскетбольного действия, тренера и менеджера. Конечно, разрываться между ними совсем не обязательно: можно выбрать любимый и сконцентрироваться на нем. С другой стороны, только полный состав гарантирует максимальное удовлетворение. Игра иногда наводит на мысли о трехголовом драконе, у которого каждая голова — ас в своей области, будь то поэзии или программировании. Поэтому последуем принципам раздельного питания и будем знакомиться с «Горынычем» по мере поступления голов.
Action
50 Kb
Шакил О'Нил против Ларри Берда: ради таких моментов и существуют компьютерные игры.
Разработчики решили не запутывать игрока лишний раз: верхний пункт меню Play now позволит начать игру, не отвлекаясь на изучение правил, подбор игроков и другую подобную чепуху. Мяч в руки — и вперед, к победе!
Кроме обычного матча, есть возможность игры один на один: Game modes -> 1 on 1. Кто сильнее: Шакил или Яо Мин? Ответ мы получим только после дуэли. Игра один на один полезна еще и для тренировки: когда рассчитываешь только на себя, обучение идет быстрее. Если вы не уверены в своих силах, перед игрой потренируйтесь: для этого в основном меню есть специальная площадка — Game modes -> individual practice.
Чтобы не отвлекаться на замены, не включайте режим усталости: ваши подопечные будут бегать бесконечно (In-game settings -> stamina bar). В конце концов, во дворе играют без замен! Для гурманов глубокого погружения введен режим одного игрока: в этом случае вы будете играть только за кумира. Увлекательность такой игры сомнительна — большей частью придется следить за действиями компьютера. Впрочем, этот вариант можно порекомендовать баскетболистам для виртуальных тренировок. Устанавливается режим прямо во время матча: Select controller -> клик на значке -> Player lock. Не отходя от мяча, пытливый пользователь может поэкспериментировать с настройками: меню дает достаточный простор шаловливым рукам. Пункт Stats central показывает всевозможную статистику по игре, карту успешных и провальных бросков, прогресс второстепенных задач. Пункт Playbook позволяет настроить тактику команды, а пункт Rules — особенности трактовки правил. Preferences управляет звуковыми настройками и повторами, а Gameplay settings — различными аспектами самого действия.
Таблица 1
Горячие клавиши
Клавиша Нападение Защита
X Пас Переключить игрока на ближайшего
D Бросок Пропустить
S Бросить в направлении корзины, слем-данк Отобрать
A Набросить на корзину Пропустить
E Дриблинг, прыжок Блокировать бросок
C Защитить мяч Не пускать к кольцу
R Бросить мяч в щит
Левый Control Дальний пас Переключить игрока
Пробел Обманные движения
Q Тайм-аут
Левый Shift Режим бега
Escape Меню
Атака
54 Kb
Удачный момент для быстрой контратаки.
Основа действия — пас. Пасы бывают обычные и на дальние дистанции, причем противник успешно перехватывает и те, и другие. Для пасов особой премудрости не нужно — пусть их делают те, кто умеет. Доверять сложный пас центровым — значит отдать мяч сопернику без борьбы.
Дальние пасы начинают все быстрые атаки. Защитники часто не успевают за скоростными передачами, и игроки бросают мяч без помех. Заканчивать такие атаки можно и эффектно — из-под кольца, и эффективно — трехочковым броском. Расставаясь с мячом, следите, чтобы вы не были заблокированы. Кроме того, не забывайте: на действия влияет и длительность нажатия клавиши.
Профессионализм игрока NBA Live 2005 состоит в том, чтобы максимально использовать способности владеющего мячом игрока. Центровые — не самые подходящие кандидаты для дальних бросков, а легкие защитники не слишком полезны под щитом.
Существует несколько вариантов результативных атак. Видимо, я не раскрою государственной тайны, сказав: трехочковые броски приносят больше очков, чем двухочковые. Конечно, риск при дальних бросках выше, поэтому и подготовка к ним важнее. Эффективно набирать по три очка могут только опытные снайперы, поэтому привилегию атаковать издали оставляйте за избранными. К счастью, они помечены специфичным значком (тройка) рядом с фамилией. На успех броска влияет и разница в росте.
56 Kb
Классический заслон — эффективное средство организации точных трехочковых бросков.
Дальние броски легко заблокировать, поэтому сначала нужно вывести игрока на атакующую позицию. Исполнить задуманное поможет быстрая перепасовка или заслон другим игроком. Для паса можно привлечь и центрового, если тот умеет давать хоть сколь-нибудь точные передачи. Впрочем, иногда легко забить и через зазевавшегося защитника. Чаще всего это бывает в начале атаки, пока защита не стала позиционной.
Обычно у противника хорош в блокировке только один игрок. Что ж, не стоит пытаться перебросить его, найдется и полегче путь к кольцу. С другой стороны, случается, у вашего нападающего мяч просто валится из рук. И у компьютерных игроков бывают неудачные дни — замените его на более счастливого.
На заметку: перед броском полезно на секунду нажать клавишу бега (левый Ctrl). Смысл действия непонятен, но помогает!
Броски со средней дистанции чаще оканчиваются успехом. Если ваши высокие игроки умеют бросать (это не так уж часто встречается), такие атаки позволят обеспечить максимальный процент попадания. К сожалению, при такой атаке велик риск перехвата.
Прямые броски прямо из-под щита рискованны: их часто накрывают. Под щитом гораздо эффективнее клавиша S: в зависимости от способностей ваш игрок либо забьет сверху, либо мягко забросит мяч в корзину.
Проходы под щит —красивейший тип атак. В результате нескольких обманных движений защитники часто теряют ориентацию, и дорога к кольцу становится открытой. Особенно полезна такая тактика при персональной опеке. Основная сложность в том, что нужно оценивать текущую ситуацию на площадке: если под кольцом торчит центровой противника, у атаки мало шансов на успех.
Высокий и ловкий центровой позволит забивать с помощью навесов на щит. Поэкспериментируйте немного — и вы ясно увидите позицию, при которой центровой не будет промахиваться. Перехватить такой навес почти невозможно, так что это — верный способ набрать легкие два очка.
Защита
52 Kb
Проход с фланга — как снег на голову защите.
Основа защиты держится на двух принципах: «выдавливать» противника подальше от щита и блокировать броски. Выдавливание позволит максимально затруднить жизнь сопернику, а блоки защитят кольцо. Главное тут — хорошая реакция. Впрочем, компьютер есть компьютер: если уж он захочет забить, его ничто не остановит. Основной принцип — не давать пространства для атаки и ждать ошибки противника.
Полезно также постоянно пробовать отобрать мяч — не с первой попытки, так с десятой мяч имеет шансы оказаться у вас. Впрочем, такая тактика бывает вредна, если вам противостоит особо верткий соперник: в случае ошибки дорога к кольцу будет открыта.
Против компьютера помогает тактика постоянного прессинга на владеющего мячом игрока. Конечно, один из противников остается неприкрытым, но электронный интеллект нервно реагирует на возможность перехвата. Встроенный режим атаки вдвоем на одного игрока полезен только против лидеров соперника: злоупотребление позволяет дырам зиять в обороне.
На заметку: в NBA Live 2005 за отбор отвечает та же клавиша, что и за бросок в направлении корзины. Тому, кто это придумал, адресовано рекордное количество пожеланий самого эмоционального свойства: порой, красиво отобрав мяч, игрок сразу же кидает его неизвестно куда. Будьте осторожны!
Тактика
Если самой игры вам недостаточно, можно примерить на себя обязанности тренера. Тренировать типичные комбинации и эмоционально мотивировать не удастся, но такой недостаток компенсируется вашим присутствием на площадке. Почувствовав в своих руках нити управления, игрок начинает по-новому смотреть на действие.
52 Kb
Задержка на своей половине чревата свистком судьи.
Базис для тактических построений — пять позиций на площадке: center (С), power forward (PF), small forward (SF), point guard (PG), shooting guard (SG). Каждый игрок обладает склонностями, предопределяющими его позицию. С другой стороны, соблюдать предпочтения игроков совсем не обязательно, наоборот: различные комбинации будут влиять на общую тактику команды. К примеру, позицию power forward часто занимает запасной центровой — и тогда команда получает преимущество под щитом. Ставить защитника на место центрового — ход оригинальный, но вряд ли успешный. Наиболее частые виды замен: center на power forward, small forward на shooting guard, point guard на shooting guard.
Выбрать сильнейшего помогут его характеристики. Следуя последней моде спортивных симуляторов, разработчики установили так много параметров, чтобы в них все с гарантией запутались. Важную роль в деле запутывания успешно выполняет интерфейс. Конечно, можно судить по среднему значению Ovrl (Overall), но оно часто не отражает реальные достоинства игроков.
Характеристики легко сравнивать на экране состава — Substitutions. Первыми указаны амплуа игрока — Position(Pos), его запас сил — Stamina (Stam), рост — Height, вес — Weight, опыт — Yrs Pro. Следующие характеристики говорят сами за себя, стоит их только расшифровать: field goals (FG), 3-pointers (3PT), free throws (FT), dunking (Dunk), Steal, Block, offensive rebounds (O. Reb), defensive rebounds (D. Reb), passing (Pass), offensive awareness (O. Aware), defensive awareness (D. Aware), Speed, quickness (Quick), jumping (Jump), Dribble, strength (Strgth), hardiness (Hardy), inside scoring (Ins. Scr).
35 Kb
Рост легко компенсируется скоростью.
Для различных позиций важны разные характеристики. Например, для центрового и power forward важны рост, вес и умение брать отскоки, для защитников — умения перехватывать и пасовать. Важность характеристик зависит и от любимой тактики. Если вы любите бросать со средней дистанции, важнее inside scoring. Любите проходы под щит — важна скорость. Для power forward необходимо обратить внимание на защитные характеристики — stealing, blocking. Для быстрой ориентации по важнейшим характеристикам разработчики предлагают несколько специальных значков: тройка в круге — 3-pointers, обувь с крылышками — dunking, рука — blocking, замок — stealing. Если игрок отмечен значком — значит, соответствующая характеристика у него выше 75.
Как правило, у игроков различных амплуа различные способности. Чтобы отличить их друг от друга, полезно применять специальные атрибуты — например, повязки на головы. Центровых и так ни с кем не спутаешь, а вот повязка на лбу всех power forward позволит быстро ориентироваться, кто есть кто на площадке.
Во время игры главное — следить за усталостью баскетболистов. Обязанность тренера — так распределять силы игроков, чтобы их хватило на весь матч. Усложняет жизнь то, что у каждого игрока своя выносливость, а компьютер в последней четверти часто усиливает давление. Губительнее всего для выносливости режим бега. Этот факт требует экономии на быстрых прорывах и постоянного контроля за уровнем сил. С другой стороны — пешком не обыграть даже записного аутсайдера.
Решением проблемы служит сильная «скамейка запасных». Обеспечить полноценную замену всем невозможно, но есть выход: меняйте тактику в зависимости от состава на площадке. Например, пока отдыхает основной центровой, ударной силой должны служить трехочковые, а когда устанет снайпер, придет время быстрых проходов под щит. Интерфейс позволяет подстраивать состав под выбранную тактику. Программа автоматически выберет лучших — по среднему показателю, росту, скорости или точности.
Важную роль играют тайм-ауты: после них игроки лучше проводят атаку. Кроме того, они позволяют сменить тактику и выпустить на площадку свежих игроков. То же самое верно и для соперника: после тайм-аутов противник часто проводит молниеносные атаки.
49 Kb
При блоке главное — прыгнуть вовремя.
Есть возможность управлять тактикой игроков прямо во время игры с помощью клавиш 1-4. Действие этих клавиш отличается для защиты и нападения. Для защиты можно выбрать тип (персональный или зональный) и уровень прессинга. Какую защиту использовать, зависит от противника: персональная эффективна против бросков издали, а зональная — против проходов под щит.
Тактики нападения более разнообразны. Basket cut приведет к смене позиций игроками, причем некоторые из них пойдут под щит. После Pick and roll один из ваших высоких игроков уйдет из-под щита и приблизится к владеющему мячом. При Isolation ваша команда выманит соперника подальше от владеющего мячом и освободит место для прохода под щит. Наконец, Post up заставит всех остаться на своих местах и ждать передачи. Для удобства команды сведены в таблице «Тактики по умолчанию». Любая смена тактики внесет смятение в команду противника.
Смена тактики полезна и когда противник перекрыл все пути к продолжению атаки. Такая команда, как Basket cut, просто внесет в игру полезное оживление, а Pick and roll подготовит почву для результативного броска: после этой команды возникнет возможность и передать мяч на свободного игрока, и использовать центрового в качестве заслона. Стоит помнить, правда, что центровые редко умеют хорошо пасовать и доверять им дальние броски — излишний оптимизм.
Настроить тактики можно во время игры с помощью меню Settings -> Playbook. Пункт Matchups поможет настроить персональное отношение к игрокам противника, Defensive playbook и Offensive playbook — привязать другие тактики к клавишам, Team strategy — установить общую стратегию для команды.
Клавиша Нападение Защита
1 Basket cut Full court man to man
2 Pick and roll Double team
3 Isolation 2-3 zone
4 Post up Half court man to man
Династия
Вам мало даже полномочий тренера? Пост менеджера баскетбольной команды свободен! Основной режим менеджера — режим династии (game modes -> dynasty mode). Доступны и другие режимы, но они ограничены одним сезоном или даже стадией плей-офф, так что династия, без сомнения, интересней.
52 Kb
Быстрый пас на кольцо — защитники и моргнуть не успели.
Перво-наперво вам нужно выбрать себе команду. У каждой команды свои наклонности, вам следует выбрать наиболее близкое сердцу сочетание. Например, если вы хотите зрелищности, выбирайте команды с высоким finesse, inside, fast break. Если будете играть с режимом усталости — выбирайте высокий physical, а не finesse. Защиту предпочтительней выбирать персональную (man to man).
Дальше необходимо настроить свойства режима. Придется выбирать: реалистичность или интерес. Советую отключать режим fantasy draft, иначе не сможете узнать любимые команды: игроки будут разобраны в случайном режиме. Тип симуляции следует оставить по умолчанию (intervention), тогда мы получим более подробную информацию при быстрой симуляции игры, а при необходимости — и вмешаемся в ее ход.
Первое, что встречает менеджер на своем рабочем месте, — расписание тренировочного лагеря. Придется распределить усилия между бросками, защитой, нападением и физической формой. Особое внимание желательно уделить защите: забросить всегда есть способ, а вот раз за разом отбирать мяч у противника сможет далеко не всякая команда.
Вот нам и дали порулить клубом! Для пытливого менеджера приготовлено сразу несколько пунктов меню. Все действия привязаны к Schedule, там можно увидеть информацию о будущих играх, о конце срока обмена игроками и прочих важных датах.
За святая святых — состав — отвечает пункт Roster management. В нем вы сможете определить основной состав, обменять игроков, подписать свободных агентов, уволить непутевых подопечных, редактировать игрока и получить информацию о травмах.
Впрочем, менять игроков на каждом углу нам не позволяют: компьютер идет на сделку, только если на все сто уверен в своей выгоде, так что будьте готовы покорять вершины с имеющимся составом. Кроме того, суммы зарплат у меняемых игроков должны быть примерно равны. В одном аспекте NBA Live 2005 разочаровывает: команды-противники ведут флегматичный образ жизни и собственной активности не проявляют.
Не последнюю роль в формировании команды занимает возраст. Молодые игроки имеют преимущество: учатся они быстрее, а денег требуют меньше. Конечно, если вы хотите сиюминутного результата — необходимо приглашать проверенных ветеранов.
На заметку: если вы решили построить команду-мечту, можно пожертвовать одним сезоном. Обменяйте возрастных звезд на права в драфте, и в следующем году будете лидером! Необходимо спешить: во второй половине сезона никто с правами так просто не расстанется.
51 Kb
Этому нападающему дали пространство для атаки. Результат очевиден.
Хотя свободные агенты сговорчивей клубов, с ними тоже не все так просто: в НБА есть максимум по зарплатам, и у абсолютного большинства команд он превышен. Свободные агенты пойдут только туда, где есть резерв. А уволить игрока стоит лишь в том случае, если все места в команде заняты, а вы срочно решили нанять нового исполнителя. Во всех остальных случаях лучше сплавить неугодного куда подальше за минимальную цену.
Кроме того, у менеджера есть возможность пригласить помощников: специализированных тренеров и охотников на таланты (меню Dynasty development). Денег специалисты не хотят, а расплачиваться приходится специальными очками уважения (dynasty points). Зарабатывают уважение в матчах, набрав особый результат, например 100 очков за матч, преимущество в 20-30 очков, определенное количество дальних бросков и тому подобное. Конечно, чем дольше длится матч, тем больше очков получит команда, так что блицы по паре минут становятся невыгодны.
Пункт меню GM's desk дает разнообразную статистическую информацию: новости, состояние контрактов, травмы игроков. Особого интереса в ней нет, но порой она бывает нужна. Общение с внешним миром происходит в формате писем (пункт меню PDA). Менеджер ежедневно получает дополнительную головную боль в виде кучи писем, большая часть из которых абсолютно бесполезна. Наш почтовый ящик регулярно терзают владелец команды, врач, помощники тренера, агенты, разведчики, новости НБА, другие команды. Вы получите шанс серьезно разозлить владельца: достаточно игнорировать его указания.
Так и проходят дни за днями, за регулярным чемпионатом начинается серия плей-офф, затем — межсезонье. Вы сможете проверить новичков, продлить контракты, провести драфт. Некоторые ветераны вдруг решат уйти из спорта, резко усложнив вам жизнь. Постепенно так втягиваешься в процесс, что с недоверием воспринимаешь факт: за окном все-таки не Америка.
Шоу
Игра в баскетбол — это не только игра. Дополнительные соревнования не влияют на результаты, но позволяют насладиться первоклассным представлением. Цирки ушли далеко в прошлое — встречайте баскетболистов!
Соревнование снайперов
56 Kb
Преимущество персональной опеки налицо: пас отдать решительно некому.
Соревнование снайперов — потенциально самое занудное занятие: два человека пытаются забросить как можно больше трехочковых за ограниченное время. Зрелищность уровня концерта классической музыки по телевизору со сломанным звуком. Придумать что-то особенное тут решительно невозможно, но разработчики превзошли все ожидания.
Свет, шум на заднем плане, объявления диктора — все на высшем уровне. Конечно, суть осталась та же: два человека пытаются забросить как можно больше «трехочковых» за ограниченное время. Нужно взять мяч (левый Shift) и бросить (D). Для броска лучше всего выбрать момент на верхней точке прыжка или чуть позже.
Слем-данки
Слем-данки — самая красивая часть баскетбола. Никакого практического применения, сплошная эстетика! Если вдруг кто не в курсе, слем-данк — это способ забить мяч, при котором баскетболист в прыжке «кладет» его в корзину, исключая фазу полета, когда мяч не соприкасается ни с рукой, ни с корзиной. Как правило, сопровождается разнообразными трюковыми элементами. В NBA Live 2005 им посвящено специальное соревнование. У слем-данков свое управление — бесполезное в обычных матчах — и свои цели.
Чтобы эффектно забить мяч в корзину, придется повозиться с управлением. Для слем-данков используются четыре основные клавиши (X, D, E, S) и вспомогательные (C, левый Shift). Для хорошего прыжка необходимо разбежаться с середины площадки, примерно на трехочковой линии нажать одну из основных клавиш, через секунду отпустить ее и затем снова нажать одну из основных клавиш. При втором нажатии вместе с основной можно нажать и вспомогательную клавишу — тогда прыжок будет красивее и рискованней.
Главный метод для поиска сложных слем-данков — эксперимент. Двойное нажатие вспомогательной клавиши, нажатие вспомогательных клавиш одна за другой, различные комбинации основных клавиш — богатое пространство для фантазии. Экспериментировать лучше в тренировочном зале (Game modes -> slam dunk school): программа подскажет, почему не удался последний прыжок.
В дополнение
30 Kb
Таким разработчики видят Андрея Кириленко.
Вас что-то не устраивает в командах НБА? В меню Team management вы измените составы команд до неузнаваемости. Если реальности мало, придумайте своего игрока: трехметрового Ивана, наделенного сверхсилой, или самого маленького игрока в лиге, сочетающего скорость кролика с меткостью Робин Гуда.
Искателя редкостей удовлетворит пункт My NBA LIVE: тут и магазин, и музей, и книга рекордов. Кстати, выключить надоевшую музыку позволит проигрыватель, расположенный в гостиной (это, заметьте, характерный для игры уровень детализации).
All-stars weekend
Встреча всех звезд — карнавал баскетбольного искусства. Если уж вы полюбили эту игру, этот уик-энд станет для вас настоящим праздником. Описывать словами такой маскарад — все равно что подсчитывать на калькуляторе количество нот в любимой песне, его нужно просто видеть!
39 Kb
Матч всех звезд — прежде всего шоу.
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.